Нарушение процесса регенерации ран при сахарном диабете
Заживление ран, несмотря на определенные достижения экспериментальной и клинической медицины и сегодня является актуальной проблемой хирургии. Большинство исследователей считают, что сахарный диабет замедляет репаративные процессы, что приводит к частому нагноению послеоперационных ран, удлинению сроков их заживления, особенно при вскрытии гнойно-воспалительных органов или ампутации конечностей.
В основе расстройств регенерации лежит инсулиновая недостаточность и связанное с ней нарушение обмена веществ, эти расстройства в первую очередь, обусловлены метаболическим ацидозом. Даже при сравнительно невысоком уровне глюкозы в крови больных сахарным диабетом определялись ацетон, метаболический ацидоз, что свидетельствовало о декомпенсации заболевания. Если же больные получали увеличенную дозу инсулина 0,8 – 0,9 ЕД/кг, то раны нагнаивались в 5 раз реже.
Следует подчеркнуть, что при уменьшении общесуточной дозы инсулина или при переходе на прием сахаропонижающих препаратов в фазе регенерации состояние больных резко ухудшалось, изменялись скорость и характер заживления. При этом грануляции становятся тусклыми, слизеподобными и покрывались гнойно-некротическим налетом. Доказано, что чем выраженней ацидоз (рН 5,6 + 0,2) раневого отделяемого, тем длиннее протекает процесс заживления. Некоторые исследователи большое значение придают также избытку кортикостероидных гормонов, которые, накапливаясь в тканях, замедляют заживление ран.
Острые желудочно-кишечные кровотечения в связи с сахарным диабетом
В настоящее время известно более ста причин, вызывающие желудочно-кишечные кровотечения. Желудочное кровотечение возникает на фоне декомпенсации сахарного диабета – полидипсии, полиурии, высокой гипергликемии и нарастающего кетоацидоза. У больных появляется слабость, головная боль, запах ацетона изо рта, беспричинная тахикардия при нормальной температуре тела, чувство тяжести в эпигастрии, боль без четкой локализации, икота. При осмотре обращает на себя внимание румянец, сухой, обложенный коричневым налетом язык, крайне тяжелое общее состояние, беспокойство. Пульс частый, слабый. АД – пониженное или нормальное. Необходимо помнить, что диабетическая кома может сочетаться и с инфарктом миокарда. При пальпации живота мышцы не напряжены, определяются метеоризм и «шум плеска». Во время пальпации спонтанно у больного может начаться рвота типа кофейной гущи с запахом гнилых яблок, не приносящая облегчение. Ректально иногда можно обнаружить мелену. В крови и моче высокая концентрация глюкозы и ацетона. Диагностировав только эрозивный гастрит, клиницист часто не придает особого значения гипергликемии и глюкозурии.
Диабетическая кома, осложнившаяся геморрагическим гастритом, может закончиться летально. Только экстренная интенсивная инсулинотерапия, компенсация сдвигов КОС и гидроионного дисбаланса, углеводного и других видов обмена веществ позволяют произвести диагностику между геморрагическим гастритом на почве декомпенсированного СД и язвенной болезни. Уточнить диагноз можно с помощью ФЭГДС, а также лабораторных методов исследования. Надо помнить, что кровавая рвота и дегтеобразный стул иногда сопровождается и признаками ложного «острого живота», что значительно затрудняет дифдиагностику. Для того, чтобы избежать фатальных ошибок, больных с осложненным сахарным диабетом должны обследовать два специалиста – эндокринолог и хирург.